Нарушения развития речи — частая проблема в воспитательной практике, препятствующая коммуникации с детьми. Специалисты отмечают комплексный характер патологий: у детей одновременно нарушаются речь, внимание, память, восприятие и анализ, творческая деятельность.
Несвязная речь характеризуется неверным оформлением связи слов, нецелесообразными пропусками, нарушением повествования и бедным словарным запасом. В свою очередь, наполненность речи смысловым содержанием, логическая и грамматическая связность предложений свидетельствует об общем развитии ребенка.
Отечественные и зарубежные педагоги продолжают искать подходы к предупреждению речевых дефектов, разрабатывая эффективные коммуникативные методики. При этом важная часть образовательного процесса лежит на родителях в случае, если нарушения имеют постнатальный характер.
Одним из самых важнейших инструментов развития речи у дошкольников остается сказка. Чтение литературных произведений в раннем возрасте не только закладывает основы правильной речи, но и значительно пополняет словарный запас. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказки позволяет решать разнообразные задачи, от развития фонематического восприятия и дикции до воспитания гуманности и духовности. Именно поэтому сказка должна быть не только метафорична, но и эмоциональна, чтобы вызывать отклик и интерес ребенка.Однако, важно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, а именно текущий речевой статус, особенности неречевых психических функций, наличие СДВГ.
С целью максимизации психотерапевтического эффекта к коррекционной работе часто привлекаются групповые занятия, театральные приемы и творческая работа с иллюстративным материалом.