Процесс личностного развития ребенка сложен и имеет несколько этапов, во многом завися от системы семейного воспитания и ее общей ориентированности. Хотя педагогическая осведомлённость родителей в развитых странах имеет положительные тенденции, в благополучных семьях нередко возникают проблемы с дефицитом родительского внимания, отвлеченного поддержанием материального достатка. Современная педагогика устремлена к улучшению взаимоотношений родителей и ребенка, оказывающих решающее воздействие на интеграцию малыша в социальную среду и освоение им как основных элементарных норм, например, гигиенических, так и важных процессов звукопроизношения, формирующегося исключительно на основе родительской речи.
Звукопроизношение неразрывно связано с общем состоянием ребенка, здоровье которого зависит от соблюдения режима питания и правил гигиены, наличия занятий физической культурой и оздоровительных процедур.
Однако дефекты звукопроизношения могут наблюдаться даже при уделении родителями должного внимания психосоматическому состоянию ребенка − в таких ситуациях дело идет о наследственности и экологии, а также потребности в помощи высококвалифицированного специалиста логопедии.
Важно помнить, что оказание логопедической помощи почти невозможно без участия родителей. Практика показывает, что объединенная деятельность родителей и специалистов в исправлении дикции позволяет коррекционной работе стать более эффективной.
Организация логопедических занятий в домашних условиях подразумевает не только понимание родителями как воспитательных, так и образовательных задач, но и владение элементарными методическими навыками, применяемых в педагогике. При этом необходимо выработать интерес ребенка к занятиям, каждое из которых должно систематически закрепляться дома с родителями опорой на личную тетрадь со специализированными, ориентированными на проблемные звуки, практическими заданиями.