Magic Forest
Английский частный
детский сад и ясли

г. Московский,
микрорайон Град Московский
ул. Радужная, дом 14, корпус 5

Позвоните нам с 8:00 до 20:00

Вы здесь

Психологическая адаптация к ясельной группе является непростым временем для ребенка, вынужденного привыкать к незнакомым обстановке, распорядку дня, взаимоотношениям и вырабатывать принципиально новые навыки и привычки. Поведение детей на этом этапе широко варьируется: некоторые, реагируя на подобную стрессовую ситуацию, не утихая, плачут, когда как другие не вступают в контакт с другими детьми и воспитателями или ведут себя сдержанно и сравнительно спокойно.
 
По результатам особых исследований специалистов из разных стран было выделено три фазы адаптационного процесса:
 
I. Острая фаза или дезадаптационный период, во время которой дети могут страдать от проблем соматического характера, заболеваний, нарушений сна и аппетита, всячески отказываясь посещать дошкольное заведение. В силу чрезмерного стресса они начинают вести себя младше своего возраста, “регрессируя” в рамках функционирования особого механизма психологической защиты. Поведение характеризуется как упрямое, грубое, речь становится проще и менее разборчивой.
 
II. Непосредственная адаптация (в научной литературе упоминается также как подострая фаза) − перестройка психики под изменившиеся обстоятельства с последующей нормализацией поведения.
 
III. Фаза компенсации, характеризующаяся общепозитивной динамикой психологических процессов и возобновлением темпов развития. На этом этапе дети начинают испытывать удовольствие от посещения дошкольного учебного учреждения и охотнее взаимодействуют как с коллективом, так и педагогами.
 
Длительность прохождения адаптационного периода индивидуальна. Составляя от пары недель до нескольких месяцев, она зависит от таких факторов как возраст ребенка, его состояния здоровья, особенностей нервной системы и психического уровня развития и его гибкости и т.п.
 
Прислушиваясь к психоэмоциональному состоянию ребенка, осознавая природу их возникновения и следуя ряду рекомендаций можно значительно помочь в преодолении трудностей этого непростого периода.
 
Рекомендации родителям
 
· Помогите ребенку обрести начальные социальные навыки. Посещая, к примеру, игровые площадки и праздники, ребенок сможет получить необходимый опыт общения со сверстниками и взрослыми;
 
· Позаботьтесь о том, чтобы к моменту вступления ребенка в дошкольный этап жизни у него были сформированы элементарные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены, а именно умение одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и др.;
 
· Погружайте ребенка в среду детского сада постепенно. Помогите ему познакомиться с педагогами и сверстниками заранее. Забирайте раньше обеда, оставляя его в заведении на несколько часов, однако шаг за шагом увеличивая это время. Через пару недель допустимо вернуться к обычному режиму − если затягивать адаптационный процесс, ребенок может привыкнуть к своему “исключительному” положению.
 
· Будьте честны с ребенком: никогда не запугивайте его детским садом. Говорите с ним открыто, акцентируя положительные моменты пребывания в группе. Расскажите о том, что там может интересно, потому что малыш может узнать занимательные вещи и хорошо провести время;
 
· Заранее соберите для ребенка необходимые для пребывания в группе вещи. Могут понадобиться сменные одежда и обувь, спортивная форма для занятий в зале и на улице, плавательные принадлежности, если детский сад имеет возможность проводить спортивно-оздоровительные занятий в бассейне и др.;
 
· Позвольте ребенку брать в детский сад его любимую игрушку. Ребенок с радостью поделится о “её” чувствах, проблемах и случившихся на днях происшествиях по дороге домой.
 
· Держите контакт с педагогами, интересуйтесь самочувствием малыша и его поведением в коллективе, а также учебной активностью и успехами ребенка в ней. Предварительно предупредите воспитателей об аллергических реакциях ребенка при их наличии.
 
· Плач ребенка, нежелающего утром отправляться в детский сад, является крайне распространенной проблемой. Будьте последовательными и настойчивыми, давая понять, что несмотря на все проказы ребенку придется посещать детский сад. Сократите время прощания; уверьте ребенка, что любите его и вернетесь очень скоро. Обычно ребёнок успокаивается в течение нескольких минут после ухода родителей.
 
· Проработайте “ритуал прощания”: чтобы расставание проходило на более позитивной ноте, провожайте ребенка, ежедневно совершая согласованное заранее с ним действие для того, и прощаться с вами станет легче. Ритуал должен стать привычным и напоминать малышу о вашей к ней любви и привязанности. Им может стать обмен поцелуями, что можно “положить в кармашек и доставать в течение дня” или нежный поцелуй носами, который станет согревающим и успокаивающим тактильным действием для малыша. Обязательно поощряйте ребенка в дни, когда расставание проходит мирно.
 
· Чувства родителей в период привыкания ребенка к посещению детскому саду также должны рассматриваться с надлежащей серьёзностью. Так недопустимы чувство вины и угрызения совести при оставлении крайне расстроенного ребенка − такое настроение легко будет замечено и принято во внимание малышом во время очередного утреннего плача.
 
· Возвращаясь домой с дошкольного учреждения, обязательно поинтересуйтесь, как прошел день малыша, чему ему удалось научиться и с кем он подружился. Отдавая ребенка в учебное заведение, очевидно, что вы станете проводить с ним гораздо меньше времени, однако если вам всегда есть чем поделиться и есть, что рассказать, отношения станут крепче.
 
· Необходимо иметь в виду, что адаптационные процессы могут возобновляться по происшествии определенных промежутков времени, например, летних каникул, или в случае изменения обстоятельств, к
 
примеру, переезда на новое место или смены дошкольного учреждения. Такие ситуации требуют определенной гибкости при поиске решений.